СМИ

КАК ПОНЯТЬ, ПОЛЬЗУЮТСЯ ЛИ ПАРТНЕРЫ КОРРУПЦИОННЫМИ СХЕМАМИ, И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ 19.12.2012

Ведомости.ru, Москва, 19 декабря 2012 17:40:00
КАК ПОНЯТЬ, ПОЛЬЗУЮТСЯ ЛИ ПАРТНЕРЫ КОРРУПЦИОННЫМИ СХЕМАМИ, И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ
Автор: Ирина Новикова, партнер PwC
Ни для кого не секрет, насколько сильным может быть негативное влияние коррупции на ведение бизнеса. Коррупция есть во всех современных государствах, однако важным моментом является ее масштаб. По данным международной организации Transparency International, Россия по результатам 2011 г. заняла первое место в рейтинге 28 стран по уровню вовлеченности в систему взяточничества (индекс взяткодателей). По результатам другого исследования Transparency, Индексу восприятия коррупции за 2012 г., измеряющего общую степень распространенности коррупции в государственном и политическом секторах, Россия занимает заняла 133-е место из 176 возможных. Из крупнейших экономик мира Россия - самая коррумпированная, она занимает в рейтинге место после таких стран, как Казахстан, Белоруссия, Нигер.
Результаты ежегодного исследования PwC ("Всемирный обзор экономических преступлений" за 2011 г.) показывают, что коррупция по-прежнему является одной из основных проблем на российском рынке, с которой в прошлом году столкнулось 40% респондентов (в их число входили частные компании, предприятия госсектора и некомерческие организации, оперирующие в отраслях розничной торговли, финансовых услуг, промышленного производсва и ТЭК). По словам 13% российских респондентов, из-за рисков, связанных с коррупцией, они отказались от выхода на новый рынок или от реализации новой коммерческой возможности.
Если менеджменту и собственникам еще удается ограничить распространение коррупции внутри российских компаний, то, следует признать, им крайне сложно оградить бизнес от негативного влияния этого риска при взаимодействии с партнерами и внешними контрагентами. Поэтому особую важность в идентификации и предотвращении коррупционных схем играет наличие в компании эффективной системы проверки потенциальных партнеров. Она позволит минимизировать финансовые, коммерческие и репутационные риски, связанные с будущим контрагентом (посредником, поставщиком, объектом инвестиций) и избежать взаимодействия с партнерами с сомнительной репутацией.
Перечень основных рисков, которые возможно предотвратить с помощью процедур проверки контрагентов, включает в себя: операции с компаниями, зарегистрированными по адресам массовой регистрации; взаимодействие с недобросовестными поставщиками; проблемы с кредитоспособностью покупателей; аффилированность компаний-поставщиков с менеджментом; несоответствие уставной деятельности контрагента реально оказываемым услугам; размер уставного капитала, равный минимальному установленному законодательством; отсутствие публичной информации (например, данных органов статистики) и многое многое другое.
Потенциальные инвесторы, в свою очередь, могут столкнуться с такими рисками, как:
• наличие скрытых бенефициаров (собственников бизнеса) при отсутствии прозрачности в структуре владения;
• владение компанией или наличие существенного контроля в ней со стороны политически значимых лиц; и
• сокрытие прошлых или текущих судебных разбирательств, а также наличие прочей негативной информации на рынке, способной нанести существенный удар по репутации инвестора после завершения сделки.
Вышеперечисленные риски заставляют инвесторов действовать с предельной осторожностью, тщательно проверяя потенциальный объект инвестиций, - чтобы убедиться, что внешне благонадежные бизнес-партнеры не являются всего лишь одним из звеньев коррупционной или мошеннической схемы.
Хотя перечень видов коррупционных схем весьма обширен, есть ряд индикаторов, наличие которых у потенциального партнера должно как минимум насторожить менеджмент компании. К ним могут относиться:
• концентрация и существенная зависимость бизнеса потенциального партнера от одного государственного заказчика или поставщика госуслуг;
• активное использование посреднических организаций. Исторически в России достаточно широко распространено использование услуг компаний-посредников. Стоит вспомнить хотя бы многочисленных таможенных брокеров, торговых представителей, торговых агентств, агентств по лицензированию и сертифицированию и т. д.;
• требование со стороны контрагента 100%-ной предоплаты за услуги или поставляемые товары;
• требование контрагента провести частт расчетов наличными средствами, а не через банковский счет;
• требование о проведении расчетов через банковский счет, владельцем которого является компания, отличная от стороны, с которой подписан основной договор;
• требование о перечислении части средств в офшорную юрисдикцию;
• наличие существенных затрат нематериального характера в структуре расходов компании (консультационные услуги, маркетинговые исследования);
• наличие неоправданно большого числа контрактов на оказание услуг, исполнение которых невозможно проверить по истечении некоторого времени, например, на строительство временных рабочих поселков или уборку снега;
• несоответствие фактически оказываемых услуг перечню уставной деятельности.
К сожалению, универсального инструмента, способного мгновенно избавить любую компанию от риска применения контрагентами коррупционных схем, не существует ввиду индивидуальности и уникальности бизнеса каждой организации. Однако есть ряд процедур, способных существенно минимизировать для компании риск оказаться вовлеченной в партнерские отношения с организацией, практикующей коррупционные схемы.
Рекомендуемый перечень процедур стоит из общих шагов, от установления контроля за соблюдением корпоративной политики и усовершенствования системы корпоративного управления (получение достаточного объема информации для адекватного контроля рисков) до информирования персонала о политике и требованиях компании, а также обучения сотрудников. Кроме того, следует рассмотреть более прикладные инструменты, например, проведение упреждающей оценки потенциальных бизнес-партнеров, контрагентов и приобретаемого бизнеса (due diligence). Стоит помнить, что все озвученные меры эффективны лишь в том случае, если члены совета директоров и высшее руководство бизнеса в своем каждодневном поведении демонстрируют высокие этические стандарты ведения бизнеса и активно вовлечены в процесс контроля над хозяйственными операциями. Ведь бдительность и заинтересованность менеджмента в деятельности предприятия - залог успеха и безопасности ведения бизнеса.

 

Возврат к списку