СМИ

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ 01.01.2013

Банковское обозрение, Москва, 1 января 2013 6:00:00
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
Автор: НАТАЛЬЯ БУРЫКИНА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ФИНАНСОВОМУ РЫНКУ
Выделю основные направления, по которым сейчас работаем
1. В первом чтении принят законопроект о банкротстве физических лиц. Мы попытаемся доработать ко второму чтению то, что волнует банковское сообщество, с точки зрения защиты кредитора. Касательно самого законопроекта, то спешка тут не совсем уместна, так как его надо очень тщательно дорабатывать для того, чтобы он вышел ко второму чтению. Не думаю, что это будет в весеннюю сессию - скорее всего в осеннюю.
2. Нас волнует отсутствие института мотивированного суждения. С одной стороны, предельно понятно, почему он не прижился в России, с другой - невозможно дальнейшее развитие финансового рынка. Если основываться на формальных правилах регулирования, то это приведет к формальному подходу в осуществлении надзорной функции. Наиболее очевидным решением этой проблемы является переход с концепции регулирования на основе норм с позиции принципов. Здесь ключевой вопрос компетенции и ответственности регулятора за свои действия.
3. На сегодняшний момент, отсутствует общество защиты прав потребителей финансовых услуг - это очень важная тема, потому что, согласно закону, этим вопросом занимается совершенно другое ведомство, и не совсем понятна специфика потребления именно финансовых услуг. Пытаемся сделать специальные оговорки базовых законов для того чтобы вывести на специальное право защиту прав потребителей финансовых услуг. В дальнейшем мы должны перейти к режиму финансового омбудсмена.
4. В России сейчас сложилась ситуация, когда государство является и основным эмитентом, и основным инвестором, и регулятором финансового рынка, причем практически во всех его сегментах: акции, облигации, пенсионные фонды, банки, инфраструктура. Продолжение движения в этом направлении приведет к конфликту интересов и это лишь вопрос времени. Предлагаемые варианты реформы системы регулирования финансового рынка, к сожалению, не могут решить ни одной из названных проблем. Рассматриваемые варианты регулирования финансового сектора приведут к оптимизации численности чиновников и бюджетных расходов. Одна из идей - передать нашу службу, которая занимается регулированием финансового рынка, под эгиду ЦБ. Пока ведутся обсуждения, но такая идея превалирует, с одной стороны это упростит жизнь эмитента, но с другой ключевой конфликт - это конфликт двух рынков - финансового с его инструментами и основной миссией ЦБ. Не понятно, как из одного органа эти два мандата можно будет регулировать один не в ущерб другому.
5. Приняли в первом чтении законопроект о консолидированном надзоре. Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования деятельности банковских холдингов и банковских групп, в целях повышения эффективности надзора и качества управления банковскими рисками. Для этого в законопроекте утверждены понятия прямого и косвенного контроля, прямого и косвенного существенного влияния, а так же уточнены понятия "банковской группы" и "банковского холдинга". Законопроект содержит ряд новелл с порядком соблюдения внутреннего контроля, совершенствования системы управления рисками, системы оплаты труда и других аспектов деятельности кредитных организаций. По информации ЦБ, около 86% всех активов банковского сектора приходится на 224 организации, которые входят в состав 149 банковских консолидированных групп и 33 банковских холдинга, действующих на территории РФ.
Проект призван решить проблему концентрации рисков кредитных организаций на бизнесе собственника. Решение должно сказаться на качестве активов в банковском секторе решение системы рисков и роста привлекательности инвестиционной банковской системы, причем до сих пор мы не можем выйти на второе чтение потому, что нет четкого понимания, как это делать.
По материалам выступления на Российском экономическом форуме в Монако 25 ноября 2012 года

 

Возврат к списку