УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Борьба с коррупцией, этика в бизнесе, комплаенс-практика, бизнес-стандарты, корпоративное управление, управление рисками: презентации и др. учебные материалы

13 декабря 2012 г. 

Материалы Круглого стола "Как противодействовать корпоративному мошенничеству: система превентивных мер в компании”  

Декларация корпоративной этики. Опыт разработки и внедрения

HR-служба: роль в формировании корпоративной нетерпимости к мошенничеству

Правовой департамент компании: направления работы по предотвращению недобросовестного поведения сотрудников и контрагентов

Роль комплаенс-системы в обеспечении этичного корпоративного поведения



7 июня 2012 г. 

Материалы семинара "Проблемы правового реагирования на факты умышленного причинения вреда работодателю"  


Anti-Corruption Training Manual

Учебно-методические материалы по курсу «Этика бизнеса»
Учебно-методические материалы по дисциплине «Этика бизнеса» предназначены для преподавателей и могут быть использованы ими как для разработки собственного нового курса, так и для дополнения уже существующих программ. Материалы рассчитаны на слушателей программ МВА, но при определенной переработке могут быть использованы на магистерских и программах бакалавриата по бизнес-специальностям (менеджмент, маркертинг, финансы и т.п.). Они также могут быть полезны слушателям (студентам) как учебное пособие для подготовки к занятиям или для самостоятельного освоения курса.

В основу данного курса «Этика бизнеса» положен современный управленческий подход к вопросам этики в бизнес-среде, дающий не только понимание основных теоретических концепций, но и развивающий навыки выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте.

Международный и российский опыт в учебно-методических материалах сбалансирован таким образом, чтобы слушатели курса могли получить представление об особенностях национального этического контекста, а также о том, что, по сути, этические принципы не имеют национальности, поскольку в их основу заложены общечеловеческие ценности.

Компоненты учебно-методических материалов по курсу «Этика бизнеса»
  • Программа, цели и задачи курса, связь с другими дисциплинами, уровень освоения, содержание.
  • Текст учебного пособия (материалы для лекций или самостоятельного изучения студентами).
  • Пять больших учебных кейсов, а также руководство по их применению.
  • Пять малых учебных кейсов и руководство по их применению.
  • Специально разработанный тест для каждого из 5 модулей. Комментарии к тестам и указание правильных ответов по вопросам многовариантного выбора.
  • Список дополнительных материалов, литературы, ссылок на сайты, кино и телефильмов, мультимедиа ресурсов по курсу.
  • Не менее 2 контрольных работ по материалу всего курса. Примерные решения и комментарии к контрольным работам.
  • Примерные темы контрольного курсового задания, которое предполагает проведение исследования, анализа или написание реферата.
  • Методические рекомендации для преподавателя по ведению курса и использованию различных методов обучения (кейсы, групповая работа студентов, лекции, написание эссе и т.п.) и контроля усвоения материала.


Тематическая структура учебного пособия по курсу «Этика бизнеса»
Модуль 1.
Введение в этику бизнеса.
Предмет и понятие этики бизнеса. Этика бизнеса или этика в бизнесе?
Основные этические теории и их применение (Аристотелева этика, этика Канта, этический релятивизм, утилитаризм, теория справедливости, деонтология и др.). Русские и советские представления об этике. Экономика и вопросы этики. Этические дилеммы капитализма. Этические обязанности на свободных рынках. Свободная торговля и справедливая торговля. Этика и право. Соотношение норм морали и нравственности и правовых норм. Правовое регулирование бизнеса: международное и российское законодательство. Внутренние стандарты компаний. Взаимное влияние государства и бизнеса и формирование этической среды. Почему надо преподавать этику бизнеса. Управленческий подход к вопросам этики.

Модуль 2.
Личные ценности и принятие этических решений в бизнесе. Психологические особенности поведения на рабочем месте. Современные этические дилеммы в бизнесе. Размывание ответственности за деятельность компании. Личные ценности и их роль в принятии этических решений. Индивидуальные различия и этическое поведение. Стадии нравственного развития личности по Колбергу. Процесс принятия этических решений: основные этапы, точки опоры (последствия, обязанности, открытость и честность), барьеры для принятия этических решений, соответствующих личным ценностям. Стратегии и тактики поведения в соответствии с личными ценностями на рабочем месте.

Модуль 3.
Корпоративная этика и корпоративная социальная ответственность. Этические проблемы компании. Компания и акционеры. Компания и работники. Компания и стейкхолдеры. Компания и общество. Понятия и концепции устойчивого развития. Различные подходы к вопросу социальной ответственности бизнеса. Ответственность бизнеса в контексте глобализации. Уровни корпоративной социальной ответственности. Использование природных ресурсов и защита окружающей среды.

Модуль 4.
Противодействие коррупции и мошенничеству в бизнесе. Взаимодействие бизнеса и государства. Почему люди делают это? Психологический и криминологический подход к вопросам коррупции и мошенничества. Основные концепции противодействия коррупции в бизнесе. Регулирование противодействия коррупции. Международные документы и национальные законодательства. Значение коллективных действий в борьбе с коррупцией. Профилактика и выявление основных видов коррупционных и мошеннических действий: взяточничества, обмана (введения в заблуждение), воровства (присвоения активов), мошенничества с финансовой и иной отчетностью. Этические проблемы высшего руководства компании: конфликт интересов, инсайдерская торговля, несбалансированные системы вознаграждения.

Модуль 5.
Управление этикой в организации. Регулирование этических вопросов в компании: кодексы и иные внутренние документы. Этика и вопросы групповой динамики. Корпоративная культура и этический климат организации. Развитие и изменение корпоративной культуры. Разработка, внедрение и оценка этических программ. Задание "тона сверху" и коммуникации по вопросам этики. Информирование и тренинги. Система поощрений и наказаний. От культуры правил к культуре ценностей. Контроль за соблюдением этических стандартов. Этические лидеры компании. Функции омбудсмена. Внутренний контроль и функция комплайенс. Формула комплайенс: предупреждение - обнаружение - реакция. Структура и независимость функции комплайенс. Инструменты функции комплайенс: интернет-служба, "горячая линия". Значение сообщений о нарушениях (whistleblowing) для противодействия неэтичному поведению. Отношение к сообщениям о нарушениях в межнациональном контексте.