СМИ

ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОТОВЯТСЯ К ТРЕБОВАНИЯМ FATCA 30.11.2012

Рынок ценных бумаг Казахстана, Алматы, 30 ноября 2012 3:00:00
ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОТОВЯТСЯ К ТРЕБОВАНИЯМ FATCA
Закон США "О налогом контроле иностранных счетов" вызывает много вопросов на финансовом рынке. В связи с этим мы обратились к участникам рынка и независимым экспертам с просьбой ответить на несколько наших вопросов:
1 Как вы оцениваете инициативу создания закона FATCA? Какие неудобства этот закон доставит отечественным финансовым институтам? В какие бизнес-процессы необходимо будет внести изменения? Во сколько это обойдется бизнесу?
2 На сегодняшний день проблема заключается в выборе модели взаимодействия финансовых институтов с Налоговыми органами США. Рассматриваются 3 модели участия ИФИ (иностранных финансовых институтов) в FATCA:
В рамках модели 1 ИФИ заключают контракт с IRS (Internal Revenue Services - Служба внутренних доходов США) и передают соответствующую информацию напрямую IRS.
В рамках модели 2 Правительство страны резидентства ИФИ и США заключают Межправительственное соглашение о содействии во внедрении FATCA. Однако ИФИ регистрируются в IRS и передают соответствующую информацию напрямую IRS.
В рамках модели 3 Правительство страны резидентства ИФИ и США заключают Межправительственное Соглашение по обмену информацией. Автоматический механизм передачи информации: ИФИ передает соответствующую информацию компетентному органу своей страны, который, в свою очередь, передает данную информацию IRS.
Какая модель, на ваш взгляд, наиболее оптимальна для Казахстана?
3 Проводит ли ваша компания какие-либо подготовительные мероприятия, чтобы соответствовать требованиям закона FATCA?
4 Как, на ваш взгляд, этот закон повлияет финансовую систему в мире?
ДАНА ЗАКИРОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ КОМПЛАЕНС АО "БТА БАНК"
Принятый в марте 2010 года в США закон о налогообложении иностранных счетов (The Foreign Account Tax Compliance Act - FATCA), согласно которому все иностранные финансовые институты (банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и другие) должны предоставлять в Налоговую службу США (IRS) информацию об открытых/действующих банковских счетов резидентов США, на текущий момент несоответствует требованиям законодательства РеспубликиКазахстан в части разглашения сведений составляющих банковскую и иную охраняемую законом тайну.
Касательно вопроса модернизации бизнес-процессов Банка и определения необходимых затрат, ситуация станет более ясной после выработки позиции правительства по дан ному вопросу и реализации конкретных механизмов по его исполнению.
2 До определения официальной позиции государства поданному вопросу для финансовых институтов Казахстана выбор какой-либо модели взаимодействия с IRS в рамках реализации FATCA является преждевременным.
3
По вопросу реализации требований FATCA банки второго уровня, в том числе АО "БТАБанк", на регулярной основе при нимают участие на заседании круглого стола в Ас со ци ации финансистов Казахстана, в це лях выработки единого подхода и механизма реализации рас сматриваемого закона.
4 Банк не проводил анализ влияния указанного закона на мировую финансовую систему, какие-либо официальные прогнозные данные по данному вопросу отсутствуют.
АЛЕН ШАЯХМЕТОВ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АО "КАЗКОММЕРЦБАНК"
1
Цель закона в принципе понятна - Правительство США хочет минимизировать потери бюджета от уклонения налоговыми резидентами США от налогообложения в США с использованием иностранных юрисдикций. Хотя сам закон прямо не предусматривает принцип экстерриториальности, все иностранные финансовые институты, проводящие транзакции или имеющие корреспондентские счета в банках, присоединившихся к FATCA, должны будут решить для себя данный вопрос с точки зрения экономической целесообразности, правовых рисков и репутации. Выполнение закона потребует от финансовых институтов Казахстана, во-первых, полной инвентаризации клиентской базы на предмет выявления налоговых резидентов США, во-вторых, предоставление IRS США информации о финансовых операциях таких клиентов. По клиентам, не давшим согласия на такое раскрытие, финансовые организации должны будут удерживать налог у источника выплаты с определенных видов транзакций. Сложность заключается в том, что, согласно законодательству Казахстана
(статья 50 Закона о банках и банковской деятельности), данные о клиенте и его транзакциях отнесены к банковской тайне, которая может быть раскрыта только тем третьим лицам и только по тем основаниям, которые предусмотрены указанной статьей. Удержание иностранного налога с клиентских транзакций нашим законодательством также не предусмотрено.
Таким образом, изменения необходимо будет внести практически во все бизнес-процессы, связанные с идентификацией и обслуживанием клиентов.
С другой стороны, необходимо будет решить вопрос с соблюдением законодательства Казахстана в процессе применения FATCA. Оценка стоимости внедрения FATCA в Ка захстане детально не проводилась. Такие расчеты делались в России Национальным платежным советом. По их оценкам средняя сумма затрат одной кредитной организации на реализацию FATCA составит около 1,2 млн долларов США.
2 Мировой опыт показывает, что правительства разных стран воспринимают FATCA как государственный вопрос, требующий формирования государственной позиции. По данным Казначейства США в настоящее время более 50 стран мира так или иначе ведут переговоры с США по обмену информацией в рамках FATCA. Поэтому мы считаем, что участие правительства Казахстана в решении данного вопроса является крайне важным. С точки зрения бизнес-процессов и решения вопросов с выполнением отечественного законодательства при применении FATCA, наиболее предпочтительным для банковского сектора является модель "№"3. В рамках этой модели предусматривается подписание межправительственного соглашения между США и Республикой Казахстан и назначение уполномоченного государственного органа в Казахстане, собирающего информацию от казахстанских финансовых институтов.
Обсуждение возможных вариантов в правительстве уже идет. В том числе, планируются консультации и со странами Таможенного союза (Россия и Беларусь) для формирования единой позиции в рамках Единого экономического пространства.
3 На текущий момент финансовые организации страны только анализируют для себя основные положения FATCA тем более что США еще не выпустили полный пакет документов, соглашений и объяснений, касающихся применения FATCA. Время, в принципе, еще есть, так как недавно сроки для FATCA были пересмотрены, и на присоединение к FATCA дается 1 год - с 1 января по 31 декабря 2013 года. Параллельно банки через Ассоциацию финансистов Казахстана уже несколько месяцев ведут активное обсуждение с правительством для выработки государственной позиции.
4 Цель закона - повышение про зрач ности по иностранным транзакциям. Введение 30% удержаний - больше санкция для несотрудничающих юрисдикций и финансовых институтов. Очевидно, что мало кто в мире готов отказаться от возможности проводить операции в долларах США или потенциально терять с них 30%. Как уже говорилось выше, более 50 государств уже ведут переговоры с США по присоединению к FATCA. Причем речь идет не только о государствах, которые сами предпринимают усилия по раскрытию информации о своих налогоплательщиках (Великобритания, Германия, Франция, Япония и пр.), но и об оффшорных юрисдикциях, которые традиционно ограничивали раскрытие такой информации. По данным Казначейства США в переговорах участвуют остров Мэн, Джерси, Гернси, Каймановы острова, Кипр, Бермуды, Британские Виргинские острова и пр. Рамочное соглашение с США также планирует подписать Швейцария, традиционно считавшаяся оплотом банковской тайны. Мы ожидаем, что число сотрудничающих или заявивших о сотрудничестве с США государств и юрисдикций в ближайшие несколько месяцев существенно увеличится.
ТИМУР МУСИН, МАГИСТР ФИНАНСОВ, НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ В ОБЛАСТИ КОМПЛАЕНС И КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ
1
Безусловно, для Службы внутренних государственных доходов при Департаменте казначейства США это огромный и очень амбициозный шаг, в результате которого федеральное правительство сможет увеличить поступления в бюджет страны. В свою очередь, FATCA создает проблемы для финансовых организаций других стран, и в частности стран СНГ и Казахстана. Прежде всего, в целях соответствия данному закону казахстанским компаниям предстоит пересмотреть существующие процедуры и механизмы, такие как идентификация и проверка клиентов, в частности должна будет усилена процедура Know your Cus to mer.
Под вопросом остается про цедура взаимодействия казахстанских компаний с американским налоговым органом, - будут ли компании отчитываться в Службу внутренних государственных доходов напрямую или же посредством консолидированной отчетности, которую будет направлять местный государственный орган. В любом случае компании должны быть готовы к любому варианту. Большой проблемой является то, что многие компании пока не то что не готовы к FATCA, но пока и не знают, что такой закон существует. Во сколько это обойдется бизнесу?
Если говорить о бизнесе техстран, которые подпадают под действия законопроекта, то можно сказать, что сумма будет намного выше того, что в итоге получит американский бюджет. Что касается Казахстана, то прежде всего затраты будут связаны с обучением персонала и разработкой соответствующей инфраструктуры, необходимой для осуществления функций согласно FATCA.
2 На мой взгляд, модель 3 наиболее удобна. Данную модель выбрали развитые западные страны, такие как Великобритания, Италия, Франция и Испания.
Желательно, чтобы на местном уровне информация консолидировалась и отправлялась соответствующим местным органом, который кроме всего прочего будет взаимодействовать с IRS в вопросах проработки FATCA и аналогичных данному закону проектов.
3 В авангарде организаций, которые готовятся к FATCA, преимущественно крупные холдинги и компании с иностранным участием.
4 В целом опыт FATCA, несмотря на его амбициозность, очень интересен и может быть использован другими странами в целях борьбы со скрытием налогов или же созданием в последующем международного аналога IRS.
ДМИТРИЙ БЫКОВ, ДИРЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА АО "АСЫЛ-ИНВЕСТ"
1 К инициативе создания закона США "О налоговом контроле иностранных счетов" отношусь отрицательно, поскольку распространение своего законодательства на территории других суверенных государств является неприемлемым.
Полагаю, что данный закон может доставить неудобства казахстанским финансовым институтам, которые проявляют деловую активность (в т.ч.имеют активы) за границей, в частности в США. В некоторых случаях наши финансовые организации, сами того не зная, могут оказаться нарушителями законодательства США, за что наверняка предусмотрена ответственность.
Во сколько обойдется это бизнесу? - Все зависит от применяемых американцами санкций.
2 Никакая из предложенных моделей не является оптимальной, потому что все три варианта носят односторонний характер - только в пользу США. 3
Нет, не проводит, потому что мы руководствуемся казахстанским, а не американским, законодательством.

 

Возврат к списку