Сообщество "Этика Бизнеса"

 

16.10.2013

Интервью Оксаны Егоровой


Оксана Егорова: «Если нам удастся затронуть струны души наших слушателей и побудить их хотя бы задуматься о проблеме и их возможном выборе, курс будет небесполезен»

Кандидат экономических наук, бизнес-консультант и преподаватель на программах МВА в бизнес-университете МИРБИС рассказывает о своем курсе «Противодействие коррупции и мошенничеству в компании».

Это новый курс, запланированный МИРБИСом в рамках комплекса курсов по этике и противодействию коррупции в бизнесе. Меня часто спрашивают: «Каким образом при тотальном скептицизме в бизнес среде по поводу этичности российского бизнеса можно обучать противодействию коррупции?». В качестве ответа приведу цитату Джорджа Милля: «Чтобы добиться подлинного улучшения судьбы человечества, необходимо изменить сами основы, определяющие ход человеческих мыслей». Может, звучит очень громко, но это достойная цель для любого преподавателя.

Антикоррупционный курс имеет несколько задач. С одной стороны, он может дать слушателям практический инструментарий по выявлению и предотвращению коррупционных рисков. Это, безусловно, нужно для компаний, но это второстепенная задача. Более важным и интересным является проблема этического выбора управленца. Каждый из нас делает определенный выбор, люди, которые работают в бизнесе, часто вынуждены делать этот выбор ежедневно. Он зависит от ценностей человека, от хода его мыслей. Если нам удастся затронуть струны души наших слушателей и побудить их хотя бы задуматься о проблеме и их возможном выборе, курс будет небесполезен.

Как подавать материал? Важно больше говорить о серьезных достижениях в сфере противодействия коррупции и мошенничеству. На практике я сталкиваюсь с тем, что многие бизнесмены готовы вести честный бизнес, но у них нет перед глазами примеров, либо эти примеры не внушают доверия. В процессе обучения нужно давать как можно больше хорошей практики ведущих компаний. При этом избегать бесполезных дискуссий и фокусировки на проблеме коррупции в высших эшелонах власти и большом бизнесе. Это уводит в деструктивные споры, по итогам которых невозможно прийти к общему знаменателю.

Как вообще рассматривать коррупцию с точки зрения компании? Есть определенные зоны риска, которые важно четко обозначить. Например, опасность от недобросовестной деятельности контрагентов компании, мошеннические и коррупционные действия ее сотрудников, а также возможные риски, которые возникают при взаимодействии с представителями органов власти.

И отдельно нужно рассматривать мошенничество и неправомерные действия топ-менеджеров и владельцев бизнеса. По оценкам компании PWC 72% российских компаний в 2011 году столкнулись с такой формой экономических преступлений как незаконное присвоение активов. При этом крупные потери возникают тогда, когда в мошеннические действия вовлечены представители высшего и среднего руководящего звена.

Для топ-менеджеров характерны следующие мотивы коррупции и мошенничества:
получение личной финансовой выгоды;
стремление сохранить свой авторитет;
давление со стороны акционеров;
желание помочь компании добиться успеха;
желание избежать потерь: будущей прибыли, рабочего места, власти или престижа.

А вот типичные оправдания:
    «В нашей стране все так делают. Дают взятки, чтобы поднять продажи, и другого способа просто нет».
    «Мои коллеги получают гигантские доходы, а чем я хуже?».
    «Рисование учетных документов или творческий подход к ведению бухгалтерии – это вовсе не мошенничество, а лишь незначительный отход от правил».
    «Компания сейчас стабильна, но если мне придётся нарушить правила, чтобы она смогла продержаться еще полгода, то ничего страшного я в этом не вижу. Это бизнес».
    «Моя премия должна была быть выше, чем полученная мною сумма, и поэтому я частично восполнил разницу, завысив свои требования о компенсации расходов».

Это четыре крупных функциональных зоны коррупционных и мошеннических рисков, для каждой из которых возможны разные техники преподавания, разные практические ситуации и разный инструментарий.

Если говорить о практической значимости курса, то самое главное - это повышение общего уровня юридической и общегражданской грамотности, знание нормативной базы и последних тенденций развития законодательства. Мало кто из наших слушателей хорошо знаком с зарубежным законодательством в области противодействия коррупции, в лучшем случае слышали названия нормативных актов. Мы видим общую тенденцию, когда российское законодательство рано или поздно перенимает лучшее из зарубежного опыта, поэтому базовые знания очень важны, без них не усвоится никакой практический материал. Помимо этого мы можем ознакомить слушателей с антикоррупционными практиками российских и зарубежных компаний. Здесь я хочу выделить несколько важных элементов системы комплаенс, которые необходимо рассмотреть в рамках курса, чтобы слушатели могли грамотно выстраивать взаимодействие внутри компании, правильно распределять функциональные обязанности и проводить обучение сотрудников:
    цепочка действий в комплаенс: предотвращение, обнаружение, ответ;
    виды регламентирующих внутренних документов;
    механизмы выявления и противодействия корпоративной коррупции и мошенничеству;
    каналы поступления информации;
    способы реализации материалов по выявленным нарушениям и злоупотреблениям;
    специальные методы выявления признаков преступлений, в том числе проверки контрагентов;
    виды ответственности за совершенные правонарушения.

Немаловажно также и знание российского законодательства, рычагов легитимного административного регулирования. Таких рычагов пока известно не так много. Основные проблемы у бизнеса могут возникнуть в связи с затягиванием сроков решения проблемы. В этом случае вопрос выбора состоит в том, чтобы либо пойти на неправомерное действие, и тогда вопрос будет решен быстрее, а результат, вероятно, более-менее гарантирован или не гарантирован. Либо действовать законно, но при этом результат однозначно не гарантирован и возникают риски того, что сроки получения разрешений и документации будут для бизнеса невозможно долгими, после чего можно потерять и весь бизнес.

В качестве обучающего инструментария в курсе будут использованы кейсы российских и зарубежных компаний, таких как ОАО «СИБУР Холдинг», «Хилти Россия», Siemens и другие, материалы пособий Международного форума лидеров бизнеса по этике бизнеса и обучению противодействию коррупции. Так же мы будем рассматривать международное законодательство и национальные акты, направленные на борьбу с коррупцией: закон о взяточничестве Великобритании, закон США о взятках зарубежом, акты Сарбейнса-Оксли и Додда-Франка и все остальные, которые непосредственно относятся к этой проблематике. Преподаватель может использовать свой опыт консалтинга в бизнесе. За время моей консалтинговой деятельности уже накопилось множество ситуаций и примеров, из которых стоит выбрать типичные, с которыми может столкнуться любой слушатель программы МВА. Это могут быть проблемы, связанные с фальсификацией отчетности компании, с нелегальными схемами по уходу от налогов, обналичиванием денежных средств, откатами. То, что касается отношений с сотрудниками и контрагентами - мошенничество персонала, недостоверная отчетность контрагентов. Для предотвращения и борьбы с этими явлениями есть конкретные механизмы, вполне доступные и не слишком затратные для малого и среднего бизнеса. Полезно организовывать встречи с предпринимателями, которые ведут социально-ответственный бизнес. МИРБИС проводит много таких встреч, и мы будем продолжать эту практику.

Лекции и семинары будут занимать не более 20% времени, отведенного для изучения курса. Остальное – рассмотрение практических кейсов и ситуаций в аудитории, а также самостоятельная работа слушателей с материалами в виртуальном классе.

Основной проблемой курса я считаю мотивацию слушателей. Чем их мотивировать и подвигать к тому, чтобы и дальше изучали проблему, минимизировали и свои личные риски и риски компании, вели честный и этичный бизнес? Вот несколько моментов, которые могут служить мотивирующими факторами:
Крупные компании, стремящиеся к минимизации коррупционных рисков, предъявляют соответствующие требования и к своим контрагентам, которыми зачастую являются представители малого и среднего бизнеса.
Цена коррупции: «дав взятку однажды, уже не остановишься», затраты на устранение последствий (низкое качество продукции или несвоевременные поставки), компенсация рисков потери деловой репутации, угроза имущественной ответственности, на самом деле всегда выше, чем те убытки, которые может понести компания, отказавшись от незаконных действий.  
Любое неправомерное действие сегодня является отложенным во времени риском потери репутации или несения ответственности завтра. В определенной степени наказание неотвратимо.

Все стратегии ведения бизнеса можно условно разделить на рыночные и нерыночные. Коррупция и мошенничество являются нерыночными стратегиями. Это относительно легкий способ получения конкурентных преимуществ, который влечет за собой полный или частичный отказ от применения рыночных технологий с одной стороны, и игнорированию отложенного во времени наказания с другой. Прежде чем соглашаться на неправомерные действия, целесообразно провести диагностику всех сфер деятельности компании и поискать рыночные технологии повышения эффективности. Практика показывает, что риск коррупции и мошенничества возникает тогда, когда владельцы или топ-менеджеры не знают или не умеют развивать бизнес с помощью легальных эффективных инструментов.

Вопрос об устойчивости бизнеса, построенного с использованием нерыночных схем, является одной из тем моей научной работы. В механизме запуска кризисных процессов в компании основную роль играют управленческие действия ее менеджмента. Все возникающие проблемы в бизнесе являются их следствием. Даже негативное влияние внешних факторов при грамотном управлении можно минимизировать. У кризиса есть скрытые и явные стадии его развития. С переходом на другую стадию на траектории движения компании есть точка выбора руководителем той или иной стратегии или комплекса антикризисных мер. Нерыночные действия как раз и запускают механизм кризиса, что ведет к возникновению финансовой неустойчивости. Компания попадает в замкнутый круг, из которого выбраться бывает даже при желании не просто. Сложность заключается в том, что сначала вы используете схемы для того, чтобы скрыть убытки или откаты, а потом вы находитесь под постоянным риском того, что ваши схемы будут выявлены надзорными органами. Впоследствии, даже если у вас есть прибыль и вы хотите ее легально завести на баланс компании вместо имеющихся на нем технических активов, вам опять нужно использовать схему. За схемой идет следующая схема, а это опять риск.

Что можно порекомендовать нашим слушателям? Учиться и приобретать уникальные компетенции, которые являются гарантией вашей востребованности рынком. Перед тем как выбирать сферу бизнеса, тестировать среду, в которой предстоит работать на степень ее коррумпированности и наличия недобросовестной конкуренции со стороны ключевых игроков. Труднее бороться со следствиями, можно минимизировать для себя риски, а можно их избежать, выбрав другой путь. Тем, кто уже работает в коррупционной сфере, всегда не поздно ее поменять. Специалисту, который обладает какими-то уникальными технологиями, знаниями и компетенциями, и осознает, что это его конкурентное преимущество, нет необходимости портить свою репутацию. На мой взгляд, помимо всего прочего, курс противодействия коррупции и мошенничеству в учебном процессе любого вуза или корпоративной программе повышения квалификации, может послужить хорошей мотивацией, побуждающей слушателей учиться.


Возврат к списку